В.Н. Завгорудько, Т.И. Завгорудько.
Дальневосточный государственный медицинский университет, Россия, Хабаровск.
В развитии физиотерапии следует выделить несколько этапов.
Первый этап – зарождение физиотерапии. Это эпоха гениальных эмпириков, первым среди которых является Гиппократ. Не было заболевания которое он бы не лечил без использования водолечения, солнечных ванн, тепловых процедур, лечебной гимнастики. Вершиной эмпиризма следует считать Авиценну осветившего застой европейской медицины, продиктованный многовековым террором инквизиции. В его трактатах трудно найти заболевание, которое бы не лечилось с применением сил природы: вода, солнечный свет, фототерапия, бани, диеты, минеральные воды и др.
Второй этап – начавшееся развитие наук в XVII-XIX веках подарило человечеству электричество, УФО, полный спектр видимого света, инфракрасное излучение, основу для магнитотерапии, ультразвуковой терапии, открыло радон, УВЧ и многое другое. Появившийся термин «физиотерапия» предусматривает не только поиск преформированных факторов, но и изучение механизма их лечебного действия.
Третьим этапом для России стали декреты Совнаркома об образовании (впервые) Народного комиссариата Здравоохранения (1918г.), о создании курортной системы (1919г.) и др. Особо следует отметить декреты о курортах, где рядом с необходимостью освоения природных ресурсов и их лечебного применения всегда стоит физиотерапия, лечебная физкультура. Еще не погасло пламя Гражданской войны и интервенции, а уже создаются научные центры курортологии и физиотерапии в Крыму, Кавмин водах, Томске, Москве.
Появление специализированных научных центров не могло не проявится в разработке новых подходах к организации физиолечения но и внесло существенный вклад в индустриализацию страны, в Победу в Великой Отечественной Войне. Методы физиотерапии применялись на всех этапах оказания медицинской помощи, в тыловых госпиталях, создаваемых чаще на базе санаторно-курортных учреждений, где физиотерапия была основным лечебным методом. Итог: возврат в Армию 72,3% раненых и 90% больных. А это непрерывный приток на защиту Родины опытных бойцов, получивших практику боевых действий.
Последним прорывным действием Советской власти стало Постановление ЦК КПСС и Совмина «О мерах по дальнейшему улучшению санаторно-курортного лечения и отдыха трудящихся» (1982г.) на основании которого появился Приказ МЗ СССР №212 (1982г.) потребовавший, наряду с другими мерами, расширить подготовку врачей для курортов и физиотерапевтов в частности. На основании этого приказа на территории РСФСР было создано при ГИДУВах и факультетах усовершенствования врачей при медицинских ВУЗах десять кафедр физиотерапии и курортологии. Одна из них в Хабаровске. Так же было построено 9 областных бальнеогрязелечебниц, где физиотерапия рассматривалась как ведущая технология.
Не было ни одного ЛПУ, где бы не была представлена физиотерапия. Даже в ФАПах был, пусть скромный набор доступной, в облегченном варианте и безопасной для применения, физиоаппаратуры. И она интенсивно использовалась, особенно в отдаленных районах, чем отличается Дальний Восток, Север, Сибирь.
Вместо благодарности за огромный вклад физиотерапии в оздоровление населения России пошли административные волны разрушения.
Последний Всесоюзный съезд физиотерапевтов и курортологов (Ташкент, 1988г.) отметился первой попыткой свести все специальности немедикаментозной терапии (НМТ) в одну – медицинская реабилитация. Инициатива сверху получила яростный отпор участников съезда. Тем не менее ЦНИИКиФ был переименован в РНЦРиФ.
В конце 90-х годов из ниоткуда появилась восстановительная медицина, выступившая с теми же амбициями по отношению к конкретным специальностям. Вскоре лидеры восстановительной медицины успокоились, поняв необоснованность своих претензий. Но память о тех временах осталась. В процессе оптимизации исчезли многие физиотерапевтические отделения и кабинеты, но так и не появились вместо них планируемые службы восстановительной медицины.
Сейчас наблюдается новая волна медицинской реабилитации в новом исполнении. После нескольких лет неопределенности инициаторы очередной революции разродились специальностью – «врач физической и реабилитационной медицины» (ФРМ) с хорошо просматриваемым намерением опять-таки «поглотить» в этом словосочетании всех специалистов методов немедикаментозной терапии. Хождение по граблям у нас входит в привычку.
Поглотить, если сами не отомрут! Не путают ли апологеты ФРМ специальность и, как они считают, новое направление. Приказы по созданию нового видения реабилитации явно путают «лечение» и «реабилитацию» в ее исконном значении, отшлифованном в своё время на страницах журнала «Вопросы курортологии, физиотерапии…». Но для этого нужно знать и уважать ближнюю историю предмета. Кроме того, в названиях четко прослеживается ориентация на две группы нозологии: цереброваскулярная и острая сердечно-сосудистая патологии. Остальные заболевания упоминаются вскользь, между прочим.
И совершенно не предусмотрен базовый этап истинной реабилитации – превентивный (профилактический). Если бы основные усилия здравоохранения и государства были бы направлены на этот этап, то не пришлось бы создавать сложную схему создания новой реабилитации. Заболеваемость была бы значительно ниже, качество здоровья людей – выше. Полагаем, что нас, физиотерапевтов, ожидают новые большие потери по нескольким направлениям. Во-первых, все создается на базе имеющихся ЛПУ с установившейся структурой, где необходимо расширение реанимационных отделений, стационаров. Их в проектах нет, надо кого-то урезать. С кого начинают? Режут «по живому» физиотерапию. Грандиозные планы по строительству реабилитационных центров весьма призрачны. Во-вторых, следует ожидать сокращение или уход врачей-физиотерапевтов. Мы создавали кафедру при наличии в крае более 200 специалистов физиотерапевтов и врачей лечебной физкультуры и около 500 специалистов среднего звена. Сейчас врачей менее 80 человек, и из них половина преклонного возраста. В других субъектах Дальнего Востока положение не лучше. Молодежь в физиотерапию не рвется. Они увидели отношение к ней со стороны руководителей ЛПУ, наслышаны о дестабилизирующих приказах, знают уровень материального обеспечения. И все это на фоне возрастающих требований при сохранении мизерной зарплаты.
Подготовка новых специалистов ставит перед ВУЗами и новорожденной специальностью ФРМ ряд проблем. Специальность еще не имеет учебной программы, не имеет клинической базы, тренажеров, подготовленных преподавателей. А уже намечена аккредитация. Подготовка единых программ всегда была прерогативой центральных ВУЗов и ЦОЛИУВа. Долгосрочный очно-заочный вариант подготовки вызывает сомнение в своей состоятельности. Заочная часть при большой перегрузке на работе и бытовой загруженности навряд ли может обеспечить качественную подготовку. И еще неизвестно, кто будет оплачивать обучение. Обязательное прослушивание вебинаров практически невозможно для дальневосточников, из-за огромной разницы в часовых поясах. Да и качество вебинаров должно кем-то контролироваться. Следует обратить внимание, что преподавать физиотерапию выпускникам 80-х, начала 90-х годов было значительно легче – они сдавали вступительные экзамены по ф犀利士5mg изике, химии. Кто-то «признал» — что будущему врачу это не надо, не понимая, что жизнедеятельность организма строится на физико-химических, биохимических процессах и что без знания этих процессов не будет понимания целостности человека. Кстати, в первых программах подготовки физиотерапевтов обязательным было недельное повторение основ физики. И в недалекие времена было немало примеров активного участия физиотерапевтов в спасении пациентов реанимационных отделений, что, кстати, не было предусмотрено еще одним тормозом творческого отношения врачей к работе – стандартами.
В настоящее время еще сохранились опытные кадры – физиотерапевты, способные передать профессиональные навыки молодежи. Работают энтузиасты над созданием новой аппаратуры и новых методов её лечебно-профилактического использования, глубина изучения механизма действия дошла до субмолекулярного и субатомарного уровня. Зарубежье знает советскую и российскую школу подготовки кадров, знает наших ученых и их научные наработки.
Только наша кафедра, созданная в 1986 году за время своего существования дала специальность или повысила квалификацию более чем 8000 врачей и медсестер, инструкторов ЛФК работающих средствами немедикаментозной терапии. Почти две трети из них – физиотерапевты. Многие обучились по 5-6 раз. Это наш золотой фонд. Кафедра издала два десятка монографий, множество методических рекомендаций и сотни иных научных публикаций. Нами организовано и проведено 20 региональных научно-практических конференций, привлекающих до 200-300 участников. Для Дальнего Востока это очень много. Большинство научных сообщений выполнено физиотерапевтами.
И что, мы должны это все забыть? Надеемся, что развал не позволят разумные организаторы здравоохранения и миллионы россиян, испытавшие на себе высокоэффективное лечебное действие физиотерапии.